Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел
10:42
DOGVILLE: моя рецензия
читать дальшеДогвилль.(DOGVILLE)
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Николь Кидман, Стеллан Скатстард, Сиобэн Фэллон, Патрисия Кларксон и др.
2003 год
Существуют хорошие фильмы. Существуют фильмы замечательные и безупречные, добрые и глубокие.
А есть понятие ШЕДЕВР.
Безусловно, разница между шедевром и хорошим фильмом велика: первое относится к области чистого искусства и, второе – все-таки к массовой культуре. Что. Впрочем, никак не умаляет достоинств хороших фильмов. Иногда обыкновенная доброта важнее высокого искусства.
Но «Догвилль» - это шедевр.
Во-первых, совершенно необыкновенный подход режиссера, создавшего мир на удивительном компромиссе между театром и кинематографом. Первые кадры рисуют перед нами схему – обыкновенную чертежную схему города. И среди нарисованных стен, подписанных улиц – живые люди. Когда они открывают невидимые двери – мы слышим скрип, из закутка, где живет нарисованная собака, слышен собачий лай. Ограниченное пространство схемы замыкают горы, а так же дорога из большого города – единственная дорога, по которой можно попасть в Догвилль. То есть, как бы очерчивает границы «Ойкумены», знакомого жителям замкнутого мирка. Голос из-за кадра – спутник фильма – придает еще один оттенок, напоминая радиоспектакли.
Итак, игрушечный мир, в котором живут люди. Местный философ Том Эдисон, писатель высокой морали, разумеется, неудачник. Он пытается научить жителей Догвилля принимать «подарки судьбы». И ему самому достается такой подарок – он неожиданно слышит далекие выстрелы, а через некоторое время в городе появляется незнакомка, которую облаивает пес Моисей. Незнакомкой оказывается прекрасная девушка Грейс, бегущая от гангстеров. Том прячет ее в заброшенной шахте и говорит подъехавшим гангстерам, что никогда никого не видел. В ответ получает карточку с номером телефона и просьбой позвонить, если что.
Черный автомобиль растворяется во тьме, а Грейс остается с Томом.
Фильм разделен на девять частей с прологом. Все происходящее мастерски подчеркивается сменой времен года: весна – осторожность Грейс и жителей в отношениях, лето – Грейс любима всеми, осень – время собирания яблок, и Грейс собирает свой урожай упреков, а потом и последствия своей доброты и безнаказанности. Зима – как будто утрирует все происходящее, сердца жителей покрываются холодом, они перестают быть людьми.
Сюжетная линия отношений Грейс с каждым из жителей городка очень своеобразна и строиться по принципу зеркала – то есть, какая-то фраза, схема поведения одного, повторяется через некоторое время в искаженном варианте в поведении другого.
Например, один из жителей городка – слепой, который не хочет признаваться, что он слепой, поэтому рассказывает Грейс о солнечном свете и правильном использовании его особенностей. В его доме есть огромное завешенное шторами окно, и однажды Грейс предлагает слепому поговорить не о прошлом, о том, что он видел, а о пейзаже за окном и с трудом раскрывает шторы. Пейзаж за окном прекрасен. Солнечный послезакатный свет, отраженный горами, делает комнату рыже-красной. Это – окно в новый мир, которое открывает Грейс. С тех пор девушка станет описывать ему окружающие пейзажи, а слепой первым назовет ее улыбку восхитительной. А потом свет луны так же откроет Грейс истину о жителях этого городка а потом в зареве пожаров, на которое она будет смотреть сквозь стекло, ее лицо вновь окрасится рыжим светом.
Еще один пример: Грейс тщательно собирала безвкусные фигурки, пылившиеся на витрине единственного магазинчика Догвилля с незапамятных времен. И однажды жительницы города решают наказать Грейс. Одна женщина берет две фигурки и говорит, что если Грейс не расплачется, когда их разобьют, то она остановится. Грейс не смогла сдержать слез, и все восемь купленных фигурок превратились в фарфоровую пыль. Через некоторое время Грейс приказывает одному из гангстеров убить на глазах той женщины двоих из ее детей и сказать, что если она не расплачется, то они остановятся.
Фильм не просто жесткий, фильм потрясающе жестокий, причем жестокость проявляется не в крови или мозгах, заботливо размазанных декоратором по стенам – нет! Ни в коем случае. Жестокость в самих людях. Последний диалог Грейс с ее отцом перепрыгивает с людей на собак. И отец называет Грейс высокомерной. Девушка, терпеливо сносившая надругательства жителей Догвилля в течение полугода, изумляется и получает достойный ответ – она оправдывала их поступки тем, чем никогда бы не оправдала свои. Она позволяла людям делать бесчеловечные вещи потому, что считала себя умной, образованной, а их – НИЖЕ себя, маленькими детьми, не способными понять, что хорошо, а что плохо. Это и называется высокомерием.
На мой взгляд, это одна из самых шокирующих мыслей фильма. Но она, разумеется, не единственная. Это великолепный фильм о человеческой природе. Потрясает то, что Грейс понимает в конце: оказавшись на месте жителей Догвилля, она не смогла бы ни оправдать, ни очернить свои поступки. Они были… приемлемы! Нормальны! И в сотый раз задумываешься, что мы считаем нормальным и достоин ли этот нормальный мир права существовать.
В последних кадрах фильма Грейс слышит собачий вой. Оказалось, что среди жителей уцелел только пес Моисей, и он рычит на Грейс, видимо, за то, что она когда-то украла у него кость. Грейс останавливает человека, пытающегося пристрелить собаку. Зарево пожара в Догвилле было видно из большого города, и скоро сюда приедут и заберут собаку. Грейс уходит, а нарисованный мелом контур собаки вдруг обретает объем, оживает и запрокидывает голову вверх, блестя клыками и злыми глазами живой сторожевой собаки.
Нереальный, абстрактный мир Догвилля обретает объем и врывается в реальную жизнь.

Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Николь Кидман, Стеллан Скатстард, Сиобэн Фэллон, Патрисия Кларксон и др.
2003 год
Существуют хорошие фильмы. Существуют фильмы замечательные и безупречные, добрые и глубокие.
А есть понятие ШЕДЕВР.
Безусловно, разница между шедевром и хорошим фильмом велика: первое относится к области чистого искусства и, второе – все-таки к массовой культуре. Что. Впрочем, никак не умаляет достоинств хороших фильмов. Иногда обыкновенная доброта важнее высокого искусства.
Но «Догвилль» - это шедевр.
Во-первых, совершенно необыкновенный подход режиссера, создавшего мир на удивительном компромиссе между театром и кинематографом. Первые кадры рисуют перед нами схему – обыкновенную чертежную схему города. И среди нарисованных стен, подписанных улиц – живые люди. Когда они открывают невидимые двери – мы слышим скрип, из закутка, где живет нарисованная собака, слышен собачий лай. Ограниченное пространство схемы замыкают горы, а так же дорога из большого города – единственная дорога, по которой можно попасть в Догвилль. То есть, как бы очерчивает границы «Ойкумены», знакомого жителям замкнутого мирка. Голос из-за кадра – спутник фильма – придает еще один оттенок, напоминая радиоспектакли.
Итак, игрушечный мир, в котором живут люди. Местный философ Том Эдисон, писатель высокой морали, разумеется, неудачник. Он пытается научить жителей Догвилля принимать «подарки судьбы». И ему самому достается такой подарок – он неожиданно слышит далекие выстрелы, а через некоторое время в городе появляется незнакомка, которую облаивает пес Моисей. Незнакомкой оказывается прекрасная девушка Грейс, бегущая от гангстеров. Том прячет ее в заброшенной шахте и говорит подъехавшим гангстерам, что никогда никого не видел. В ответ получает карточку с номером телефона и просьбой позвонить, если что.
Черный автомобиль растворяется во тьме, а Грейс остается с Томом.
Фильм разделен на девять частей с прологом. Все происходящее мастерски подчеркивается сменой времен года: весна – осторожность Грейс и жителей в отношениях, лето – Грейс любима всеми, осень – время собирания яблок, и Грейс собирает свой урожай упреков, а потом и последствия своей доброты и безнаказанности. Зима – как будто утрирует все происходящее, сердца жителей покрываются холодом, они перестают быть людьми.
Сюжетная линия отношений Грейс с каждым из жителей городка очень своеобразна и строиться по принципу зеркала – то есть, какая-то фраза, схема поведения одного, повторяется через некоторое время в искаженном варианте в поведении другого.
Например, один из жителей городка – слепой, который не хочет признаваться, что он слепой, поэтому рассказывает Грейс о солнечном свете и правильном использовании его особенностей. В его доме есть огромное завешенное шторами окно, и однажды Грейс предлагает слепому поговорить не о прошлом, о том, что он видел, а о пейзаже за окном и с трудом раскрывает шторы. Пейзаж за окном прекрасен. Солнечный послезакатный свет, отраженный горами, делает комнату рыже-красной. Это – окно в новый мир, которое открывает Грейс. С тех пор девушка станет описывать ему окружающие пейзажи, а слепой первым назовет ее улыбку восхитительной. А потом свет луны так же откроет Грейс истину о жителях этого городка а потом в зареве пожаров, на которое она будет смотреть сквозь стекло, ее лицо вновь окрасится рыжим светом.
Еще один пример: Грейс тщательно собирала безвкусные фигурки, пылившиеся на витрине единственного магазинчика Догвилля с незапамятных времен. И однажды жительницы города решают наказать Грейс. Одна женщина берет две фигурки и говорит, что если Грейс не расплачется, когда их разобьют, то она остановится. Грейс не смогла сдержать слез, и все восемь купленных фигурок превратились в фарфоровую пыль. Через некоторое время Грейс приказывает одному из гангстеров убить на глазах той женщины двоих из ее детей и сказать, что если она не расплачется, то они остановятся.
Фильм не просто жесткий, фильм потрясающе жестокий, причем жестокость проявляется не в крови или мозгах, заботливо размазанных декоратором по стенам – нет! Ни в коем случае. Жестокость в самих людях. Последний диалог Грейс с ее отцом перепрыгивает с людей на собак. И отец называет Грейс высокомерной. Девушка, терпеливо сносившая надругательства жителей Догвилля в течение полугода, изумляется и получает достойный ответ – она оправдывала их поступки тем, чем никогда бы не оправдала свои. Она позволяла людям делать бесчеловечные вещи потому, что считала себя умной, образованной, а их – НИЖЕ себя, маленькими детьми, не способными понять, что хорошо, а что плохо. Это и называется высокомерием.
На мой взгляд, это одна из самых шокирующих мыслей фильма. Но она, разумеется, не единственная. Это великолепный фильм о человеческой природе. Потрясает то, что Грейс понимает в конце: оказавшись на месте жителей Догвилля, она не смогла бы ни оправдать, ни очернить свои поступки. Они были… приемлемы! Нормальны! И в сотый раз задумываешься, что мы считаем нормальным и достоин ли этот нормальный мир права существовать.
В последних кадрах фильма Грейс слышит собачий вой. Оказалось, что среди жителей уцелел только пес Моисей, и он рычит на Грейс, видимо, за то, что она когда-то украла у него кость. Грейс останавливает человека, пытающегося пристрелить собаку. Зарево пожара в Догвилле было видно из большого города, и скоро сюда приедут и заберут собаку. Грейс уходит, а нарисованный мелом контур собаки вдруг обретает объем, оживает и запрокидывает голову вверх, блестя клыками и злыми глазами живой сторожевой собаки.
Нереальный, абстрактный мир Догвилля обретает объем и врывается в реальную жизнь.

03.05.2006 в 15:32
Или она сидела в этой яме (или этой скорлупке) пока ей это не надоело или пока она этого хотела?
Можно ли позволять людям то, что не позволил бы себе? С другой стороны, позволять-не позволять, а кто спрашивает разрешения?
Или фильм вообще не об этом?
03.05.2006 в 18:56
И об этом тоже.
Размах нашей милосердности может определить только наша жестокость.
Сидела, пока шторки не отдернула
А фильм об этом. Я считаю, что людям позволять нельзя того, что не позволил бы себе. И дело не втом, что никто не в праве судить, дело в том, что ты с этими людьми будешь делать.
Мой вариант: принять к сведению и ограничить общение. Или вообще выкинуть из жизни.